Профессия или образ жизни?

В ЧИТЕ таксопарк начал свое существование в далеком 1963 году. Закончил – в 1996-м. Именно в этот год предприятие продало последние машины своим водителям, и они не могли нарадоваться появившейся возможности работать на себя. Позже выяснилось, что у частного извоза гораздо больше минусов: машины ломались, и на их ремонт нужно было тратить деньги. А суммы доходов зависели не только от трудолюбия водителя. Через какое-то время некоторые таксисты начали сетовать бывшему руководству, что разочаровались в собственном бизнесе.

На сегодняшний день по нашему городу разъезжают около двух тысяч автомобилей с «шашками». Существуют десятки фирм, некоторые из которых решили не изобретать велосипед, а вернуться к старой советской системе, закупив собственный парк авто. Не знаю, с чем именно связан выбор, но это именно «Жигули», как правило – седьмой модели. Реже – «Калины» и даже «Приоры». На одной из них я и отработал ровно сутки.

Как положено, с утра меня осмотрел врач, после чего был поставлен штамп в путевом листе. В это время механик еще раз оглядел автомобиль, проверил наличие запасного колеса и вынес вердикт – «можно ехать», что также подтвердил печатью. Ну, раз можно, значит поехали!

В два счетчика, шеф

- 9-2, БАЗА! – через некоторое время, в неприятно шипящей рации я услышал свой позывной.

- 9-2, - радостно поспешил отозваться я.

- Магазин интерьера на Балябина, - монотонно пробубнил уставший голос диспетчера.

На первый раз мне повезло – не пришлось заглядывать в карту, которая есть в каждом авто в бардачке. Это место мне оказалось знакомо. Подъехав к адресу, я по инструкции доложил диспетчеру о прибытии и стал дожидаться пассажира. Им оказалась миловидная барышня. Огромное количество пакетов у нее в руках дополнялось двумя увесистыми цветочными горшками. Поэтому дама шла медленно под тяжестью ноши. Первые минуты три молчим, затем пассажирка начинает подробно рассказывать о ремонте в своей квартире, дополняя историю подробностями про декорирование стен сухоцветами. С удовольствием поддерживаю разговор и уже через 10 минут включаю левый поворот, сворачивая с улицы Новобульварная к микрорайону Октябрьский. Дама сует два скомканных полтинника, небрежно бросает «спасибо», и испаряется в подъезде вместе с горшками. Начало положено.

Вторая заявка оказалась менее жизнерадостной. От улицы Металлистов из частного сектора в машину прыгнула заплаканная девчушка. Всю дорогу до «Пожарки» она то и дело всхлипывала, отчего и мне стало весьма грустно. Лезть с расспросами я посчитал неэтичным, но, по телефонному разговору, понял - юная леди поругалась со второй половинкой. Остатки этой ругани, уже по телефону, я и дослушивал до конца пути.

«Бери, не дорого….»

ОТМЕТИВШИСЬ на стоянке «Пожарка», сворачиваю к павильону «Зебра» и останавливаюсь чуть поодаль местных «бомбил». Уверен, если бы подъехал ближе, им бы это вряд ли понравилось. Через 10 минут в машину на пассажирское сиденье садится мрачного вида молодой человек. Молча он достает из-за пазухи почти новый сотовый телефон и называет цену – 300 рублей.

- Выручай, земляк. Деньги нужны, телефон мой, если документы нужны – завтра принесу, - изрекает гоповатый мужчина, наполняя салон запахом перегара.

По словам коллег-водителей такси, подобные «распродажи» случаются довольно часто. Тащат все – от средств связи до пневматического оружия. С одной стороны, оно понятно – скупка краденного не приветствуется законом, с другой же стороны соблазн слишком велик. Вряд ли в популярных торговых сетях можно купить DVD-проигрыватель солидной марки за 100 рублей или айфон за тысячу - полторы.

Вежливо отказываюсь от халявы и следую дальше. Приблизительно на десятой заявке начинаю заметно уставать - все таки движение в городе в обеденное время довольно плотное, и постоянное переключение скоростей и отсутствие гидроусилителя руля вызывают утомление. Оказавшись в поселке КСК, успеваю немного отдохнуть в ожидании «обратки». Поймать ее в отдельных спальных районах довольно сложно. Потому есть время подремать и немного почитать припасенную заранее книжку.

С наступлением темноты на обочинах дорог начинают появляться так называемые «бордюры» - люди, которые по той или иной причине не сделали заказ такси по телефону и голосующие на дороге. Один из таких «бордюров» достается и мне. Чуть выше «Маркета» на улице Богомягкова в автомобиль практически заползает средних лет мужчина, явно в изрядном подпитии. Кое-как понимаю, что ехать ему нужно в микрорайон Северный. Однако, точного адреса нетрезвый пассажир не называет и по пути засыпает крепким сном. Разбудить его оказалось делом непростым. С удивлением узнав, что мы в «Северном», алкоголик яростно требует доставить его на улицу Богомягкова, к магазину «Маркет», и на мои заявления, что мы именно от туда и приехали, никак не реагирует. Вернувшись обратно, мужчина довольный выходит на том месте, где я его подобрал и расплачивается тысячной купюрой без сдачи. Что и говорить, русская душа – потемки. А нетрезвая русская душа тем паче.

Возле Богатовского рынка «бордюром» подвожу еще одного малотрезвого гражданина. На этот раз точного адреса конечной остановки нет – мужчина просит провезти его по улицам Шилова и Новобульварная в поисках женщин для одноразовой любви за деньги. Найти данных особ в пол-шестого утра оказалось невозможным. Расстроившись, Казанова доезжает до магазина «Багульник» и, распрощавшись, скрывается во дворах.

Сутки за рулем...

К 10-ти УТРА я уже слабо что понимаю – без малого сутки за рулем. В кармане почти три тысячи рублей, которые все до копейки я сдаю в кассу, расписываюсь в ведомости и с чувством выполненного долга, наконец-то отправляюсь домой спать.

Таков был этот день в такси. И если кто-то наивно полагает, что работа водителя – дело пустяковое, я первый брошу в него камень. Это нелегкий труд. Доскональное знание города, время, отведенное от момента поступления заявки, до прибытия на место - 10 минут. Иначе, попросту теряется престиж фирмы. Да много еще каких нюансов, и вежливое обращение и чистота автомобиля, опрятность водителя. Словом – работа еще та, поэтому быть взаимовежливыми в такси – норма поведения, про которую не стоит забывать. Счастливого пути!

Александр РОМАНОВСКИЙ

№39 от 26.09.2012



«ZABINFO.RU» - самая подробная лента новостей Забайкальского края