Как следствие – покупка автомобиля – и новая единица автотранспорта на городских магистралях. Однако, быть автолюбителем становится все дороже и дороже. И дело даже не в цене автомобиля. С 1-го сентября, всех автовладельцев ожидал очередной сюрприз. Теперь, к обязательным процедурам оформления при покупке транспортного средства добавится еще одна – отметка об утилизационном сборе.

Портрет новшества

ТЕПЕРЬ, чтобы зарегистрировать машину в ГИБДД, автовладельцам нужно лишний раз убедиться, что в паспорте транспортного средства имеется специальная отметка. Если таковой нет, сотрудники Госавтоинспекции будут вынуждены отказать в оформлении документов. Впрочем, на сегодняшний день требование касается лишь тех, кто приобрел новое авто совсем недавно или только собирается это сделать. По правилам, автоинспекторы, работающие в регистрационных отделах, будут требовать наличие отметки об утилизационном сборе лишь в том случае, если ПТС на автомобиль был выдан с 1 сентября 2012 года.

- При проведении регистрационных действий с транспортными средствами категорий В, С и D, на которые ПТС выданы начиная с 1 сентября 2012 года, сотрудники ГИБДД осуществляют контроль за наличием в графе «Особые отметки» данных об уплате утилизационного сбора или его неуплате, – заявил начальник Управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Александр БОРИСОВ.

По словам представителя ГИБДД, отметки должны быть заверены подписью должностного лица, печатью компании-изготовителя или личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего ПТС.

Новый закон коснулся как новых, так и поддержанных автомобилей, законодатели сделали исключение лишь для авто старше 30 лет, а также для некоторых категорий льготников. Для легковых автомобилей база составила 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тысяч. С учетом различных коэффициентов, окончательные суммы сбора для легковушек могут превышать 700 тысяч рублей, а для автобусов и грузовиков могут достигать нескольких миллионов рублей. Изначально планировалось, что оплачивать эти счета должны автопроизводители и импортеры машин – в том числе и те, кто перевозит через границу одну машину.

Действительно, Еврокомиссия сочла, что таким образом Россия пытается восполнить недополученные доходы от ввозных пошли: при вступлении в ВТО они были заметно снижены. В итоге первый вице-премьер России Игорь Шувалов был вынужден заявить, что утилизационный сбор – это «временная мера», но признал, что отменять ее пока не будут.

Как рассчитать?

НЕСМОТРЯ на то, что большинству простых автовладельцев не придется дополнительно ходить по инстанциям, облегчения не почувствует никто. Пока правительство обязывает импортеров и производителей оплачивать будущую утилизацию новых автомобилей, авторынок наносит ответный удар. Все, кто говорил о возможном снижении цен на машины после вступления в ВТО, ошибались, и растущие цены на легковушки в России лишний раз это доказывают.

Для примера можно отметить, что физические лица платят утилизационный сбор в размере 2-3 тыс. руб., в зависимости от года выпуска автомобиля и категории. Например, за «Ленд Крузер Прадо» 2008 года выпуска придется заплатить 3 тыс. руб., за ту же модель 2010 г. - уже 2 тыс. руб.

Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. С отечественных автопроизводителей сбор «живыми деньгами» не берут, но взамен в уведомительном порядке они должны будут представить в Минпромторг гарантии о безопасной утилизации автомобилей.

Кстати, рассчитывать размер сбора и юридические, и физические лица будут самостоятельно. Для этого на таможнях будут вывешены информационные табло с указанием ставок и коэффициентов к ним. Эти же сведения в настоящий момент размещены на сайте ФТС. Оплатить сбор можно будет как при таможенном оформлении автомобилей, так и позже. Деньги будут зачислены на специальные счета Федерального казначейства.

После оплаты сбора таможенники выдадут таможенный приходный ордер и проставят отметку в паспорте транспортного средства. Только при наличии этой отметки в ГИБДД можно будет зарегистрировать машину. Иначе – никак. Выбора нам, как всегда не оставили.

Эпилог

ЭТО еще не все сюрпризы, которые в ближайшее время мы получим от таможенных органов с подачи правительства. Федеральная таможенная служба подготовила проект приказа, по которому в декларации надо будет указывать еще и пробег автомобиля. Предполагается, что таким образом удастся закрыть лазейки для импортеров автомобилей, которые выдают новые авто за старые и снижают таким образом их стоимость. Зачем? Очень часто практически новые автомобили ввозят в страну под видом подержанных. Чаще всего это происходит у наших соседей во Владивостоке и Находке. Если в таможенной декларации появится информация о пробеге авто, таможенники будет легче пресечь подобную практику, - отмечается в подготовленном к рассмотрению документе.

Подготовил Александр РОМАНОВСКИЙ

№39 от 26.09.2012



«ZABINFO.RU» - самая подробная лента новостей Забайкальского края